Литература-10

25-29 мая
1.Познакомиться с творчеством Г.Ибсена, прочитать драму "Кукольный дом", проанализировать один эпизод
2. Познакомиться с творчеством А.Рембо, проанализировать стихотворение "Пьяный корабль"
3. Ответить на вопрос "В чем особенности зарубежной литературы?"





21 мая, четверг


Контрольное итоговое сочинение


Выбрать одну тему, написать сочинение по требованиям итогового сочинения

1.Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
2.Что мешает человеку реализовать свою мечту?
3.Важно ли уметь прощать?
4.Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
5.Что значит быть добрым?
6. Неизбежен ли конфликт между поколениями?






18 мая 
Ги де Мопассан
Новелла "Ожерелье"



1. Изучить презентацию составить конспект "Жизнь и творчество Мопассана"
2. Прочитать новеллу "Ожерелье"


15 мая 
Коста Хетагуров
Сборник стихотворений "Осетинская лира"
1. Изучить презентацию
2. Составить конспект
3. Анализ стихотворения на выбор!




14 мая


Сочинение по творчеству А.П.Чехова
1. Как раскрывается проблема счастья в творчестве А.П.Чехова? (На примере 2-3 произведений)
2. В чём особенность чеховского стиля? (На примере 2-3 произведений)
3. Согласны ли вы с утверждением Л.Н.Толстого о том, что Чехов – «несравненный художник жизни»?
4. В чём заключается комическое и трагическое в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»?
5. О какой уходящей России заявил А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад»?
6. Каким показан «лишний человек» в творчестве А.П.Чехова? (На примере 2 произведений)
          
11 мая


Анализ пьесы "Вишневый сад"

Комедия «Вишнёвый сад» — вершина драматургии Антона Павловича Чехова. Она была написана в 1903 году и в этом же году передана в Московский художественный театр для постановки на сцене.
Актёр и режиссёр МХТ Константин Сергеевич Станиславский, познакомившись с пьесой, с восторгом писал автору: «Потрясён, не могу опомниться... Считаю пьесу лучшей из всего прекрасного Вами написанного. Сердечно поздравляю гениального автора. Чувствую, ценю каждое слово. Благодарю за доставленное уже и предстоящее большое наслаждение».
«Вишнёвый сад» — лирическая пьеса в четырёх действиях. Сюжет разворачивается в имении Любови Андреевны Раневской, куда она возвращается после пяти лет жизни за границей. Помещица находится на грани разорения. В первом действии её 17-летняя дочь Аня рассказывает о том, что уже продана дача на Лазурном берегу.
С момента приезда Любови Андреевны в родной дом становится известно, что её поместье будет продано за долги. Действие пьесы начинается в мае, а завершается в октябре. Но за полгода хозяева ничего не предпринимают для спасения усадьбы. За внешними событиями скрывается «подводное течение». Диалоги и монологи героев содержат тонкий подтекст, связанный с их внутренними переживаниями.
Первое действие погружает в атмосферу дворянской усадьбы. Майский цветущий сад виден из окон дома. Символично то, что местом начала пьесы становится «комната, которая до сих пор называется детскою». Это пространство воспоминаний. Тема прошлого начинается с рассказа Лопахина о том, как отец ударил его кулаком и из носа пошла кровь. Раневская умывала и успокаивала его именно в этой комнате, в детской. Это задаёт особенность восприятия времени в пьесе.
В настоящем есть событие, которое требует немедленного решения. Но никто, кажется, не обращает на это внимания.
Вишнёвый сад выставлен на аукцион. Купец Лопахин остро осознаёт необходимость незамедлительного принятия решения. И уже в первом действии предлагает выход из создавшейся ситуации: разбить территорию на участки и отдавать в аренду. Но никто не воспринимает это всерьёз.
Сад хранит память о былом величии и дворянской жизни. Гаев с гордостью отмечает, что о нём даже упоминается в «Энциклопедическом словаре». 87-летний Фирс вспоминает, как лет сорок-пятьдесят назад «вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили». Среднее и старшее поколение героев, чья жизнь связана с родным имением, не мыслят себя вне вишнёвого сада.
Раневская, приехав в родной дом, погружается в ностальгический мир воспоминаний. Для неё вишнёвый сад — воплощение ангельской чистотой и длящегося ощущения счастья. Глядя в окно, она произносит монолог: «О, моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. Весь, весь белый! О, сад мой! После тёмной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть моё прошлое!».
Поместье для героини не только пространство беззаботного детства, но и место горестных утрат. В определенный момент ей грезится покойная мама, как она вся в белом идёт по саду. Позже Раневская вспоминает о сыне Грише, который шесть лет назад утонул. Незадолго до этого умер её муж.
В начале пьесы Гаев перечисляет три варианта спасения имения: заём под векселя, чтобы заплатить проценты в банк; думает, что Любовь Андреевна может поговорить с Лопахиным и этот разговор каким-то образом спасёт ситуацию; надеется, что Варя съездит в Ярославль к бабушке-графине и попросит у богатой родственницы помощи. Ни один из предложенных вариантов так и не будет реализован. Спасительный монолог Гаева останется только словами, которые оторваны от реального хода событий.
Во время второго действия сад отдаляется, но виден на горизонте: «В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишнёвый сад». Тревожные ноты также нарастают: «Вдруг раздаётся отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Этот предвестие неминуемо наступающей трагедии. Мы видим восприятие усадьбы молодыми героями. Аня признаётся, что уже не любит вишнёвый сад, как прежде. А Петя Трофимов символически отождествляет сад с Россией.
Третье действие — кульминационное. На сцене — бал. Герои танцуют, веселятся. Играет оркестр. Шарлотта показывает фокусы. А в это время (за пределами сцены) вишнёвый сад продаётся на аукционе. Несмотря на весёлый внешний антураж, праздник кажется нелепым. Эту ситуацию позже прокомментирует Фирс: «Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охотку идут». Былая слава усадебной жизни исчезает.
За одной нелепой ситуацией следует другая. Петя Трофимов, обидевшись на Раневскую, уходит из гостиной — и вдруг сваливается с лестницы. Варя, рассердившись на Пищика, хватает палку и хочет ударить его, но в это время после торгов и покупки вишнёвого сада заходит Лопахин, и удар достаётся ему.
Финал — результат бездействия бывших хозяев поместья, героев, которые слишком погружены в себя, в свои мысли, переживания, но лишены умения влиять на происходящие события.
Гаев весело признаётся: «В самом деле, теперь всё хорошо. До продажи вишнёвого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решён окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже... Я банковский служака, теперь я финансист... и ты, Люба, как-никак, выглядишь лучше, это несомненно».
Вишнёвый сад продан. Дом заколочен. В нем остаётся забытый всеми Фирс. Эмоциональный надрыв воплощён в отдаленном звуке: «...точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Доносятся звуки топора, предвещающие уничтожение сада. История дворянской усадьбы в прежнем её величии уходит в прошлое.
Заполните таблицу:
Образы-персонажи
Портретная характеристика
Речевая характеристика (цитаты)
Отношение к саду (цитаты)
Трагическое и комическое в образе (цитаты)
1
Раевская Любовь Андреевна




2
Аня




3
Гаев Леонид Андреевич




4
Лопахин Ермолай Алексеевич




5
Петя Трофимов







2 мая, понедельник      Задание на 30 апреля расположено ниже!

Антон Павлович Чехов 

Пьеса "Вишневый сад"

1.ПОВТОРЕНИЕ:
ДРАМА, ПЬЕСА, РЕПЛИКА, СЦЕНА, РЕМАРКА
2. История создания пьесы . Кратко записать в тетрадь!!!
А.П.Чехову захотелось создать произведение бодрое, радостное.
В первой половине 1901 г. в сознании А.П.Чехова ни идея, ни сюжет, ни персонажи будущей пьесы еще не приобрели какой-либо ясности. Он еще не придумал для неё заглавия, но отчетливо было ясно лишь стремление написать веселую пьесу, комедию. 7 марта 1901 г. писатель сообщал О.Л. Книппер: «Следующая пьеса, какую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу». 22 апреля 1901 г. он подтвердил: «Минутами на меня находит сильнейшее желание написать для Художественного театра 4-актный водевиль или комедию. И я напишу, если ничего не помешает, только отдам в театр не раньше конца 1903 г.».
На одной из репетиций, которые Чехов посещал в этот приезд в Москву, артисты Художественного театра настойчиво упрашивали его написать новую пьесу. «Ему чудилось,  вспоминает К.С. Станиславский, раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом ни с того ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то, довольно большие деньги». Во второй половине апреля Станиславский навестил Чехова в Ялте, и когда «приставал к нему с напоминаниями о новой пьесе, то Чехов говорил: «А вот же, вот...» и при этом вынимал маленький клочок бумаги, исписанный мелким, мелким почерком». 6 июля 1902 г. Чехов просил сестру М.П. Чехову прислать ему этот листок из Ялты в Москву. Он писал: «Отопри мой стол, и если в передней части ящика найдется осьмушка бумаги (или 1/3 листа почтовой бумаги), исписанной мелко для будущей пьесы, то пришли ее мне в письме. На этом листке записано, между прочим, много фамилий».
К лету 1902 г. драматургу стал более понятным смысл сюжета, у него появилась уверенность в том, что к 1 августа он сможет закончить написание пьесы. К этому времени драматург уже придумал ей название, но это заглавие он тщательно скрывал даже от самых близких ему людей. Он не хотел, чтобы заглавие получило преждевременное разглашение. Впервые писатель назвал его при особых обстоятельствах. В начале июня вновь серьезно заболела уже было поправившаяся жена Чехова – О.Л.Книппер. Чехов не отходил от ее постели. Как-то раз, чтобы развлечь больную и отвлечь её мысли от болезни сказал: «А хочешь я скажу тебе, как будет называться пьеса?». Он понимал, что это должно поднять ей настроение. Он наклонился к её уху и тихо прошептал, чтобы, боже упаси, кто другой не услыхал, хотя в комнате никого, кроме их двоих, не было: «Вишневый сад».
Пьеса «Вишневый сад», задуманная Чеховым долгое время не приобретала необходимой, во всех своих частях продуманной событийной связи. Не решив полностью всех сюжетных взаимоотношений действующих лиц, не уяснив всей композиции пьесы, драматург не мог приступить к ее написанию. 1 января 1903 г. он обещал Станиславскому: «Пьесу начну в феврале, так рассчитываю по крайней мере. Приеду в Москву уже с готовой пьесой».
Раздумья о «Вишневом саде» и все другие занятия писателя прерывались болезненным состоянием.Чехова мучил плеврит. Он был вынужден бездействовать. Соответственно, это вело к потере уверенности в своих возможностях. 23 января он написал О.Л. Книппер: «Получил сегодня письмо от Немировича... спрашивает про мою пьесу. Что я буду писать свою пьесу, это верно, как дважды два четыре, если только, конечно, буду здоров; но удастся ли она, выйдет ли что-нибудь  не знаю». Эта неуверенность отразилась в письме к В.Ф. Комиссаржевской, которая просила писателя о пьесе для открываемого ею театра. 27 января Чехов отвечал ей: «Насчет пьесы скажу следующее: 1) Пьеса задумана, правда, и название ее у меня уже есть («Вишневый сад»  но это пока секрет), и засяду писать ее, вероятно, не позже конца февраля, если, конечно, буду здоров; 2) в этой пьесе центральная роль  старухи!!  к великому сожалению автора…».
Как только болезнь отступала, Чехов немедленно начинал работу над пьесой. К нему возвращалась вера в свои силы. Уже 30 января он обещал своей жене в одном из писем, что он точно будет писать пьесу. Ему казалось, что пьеса, в основных чертах уже обдуманная, не потребует для написания более месяца. 5 февраля он писал Станиславскому: «…после 20-го февраля рассчитываю засесть за пьесу и к 20 марта кончу ее. В голове она у меня уже готова. Называется «Вишневый сад», четыре акта, в первом акте в окна видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много  и, конечно, неизвестно, от какой причины».
Пьеса «Вишневый сад» создавалась в самых настоящих муках творчества. Он переживал, что ему неудастсянаписать что-то новое для театра. Имея перед собой почти законченную пьесу, он 20 сентября писал своей жене:«Я так далек от всего, что начинаю падать духом. Мне кажется, что я как литератор уже отжил и каждая фраза, какую я пишу, представляется мне никуда не годной и ни для чего не нужной».
25 сентября Чехов дописывал этот последний акт, и 26 сентября пьеса была закончена. Когда драматург увидел перед собой уже готовое произведение, и при этом оно не показалось ему устаревшим. «Мне кажется,  признавался он О.Л. Книппер,  что в моей пьесе, как она ни скучна, есть что-то новое».
Процесс создания пьесы остался позади. Нужно было только переписать ее. Но когда Чехов стал внимательно перечитывать её текст, ему пришлось внести немало исправлений, поскольку некоторые места казались ему слабыми и нуждались в доработке: «Пьеса уже окончена,  извещал он 29 сентября О.Л. Книппер,  но переписываю медленно, так как приходится переделывать, передумывать; два-три места я так и пришлю недоделанными, откладываю их на после  уж ты извини». Многие сцены Чехов перерабатывал полностью. «Некоторые места, — писал он 3 октября, — мне очень не нравятся, я пишу их снова и опять переписываю». Особенно не нравился Антону Павловичу второй акт, который и после переработки оставался, по его мнению, «скучен и однотонен, как паутина».
Двукратное переписывание пьесы было закончено примерно 13 октября, а 14 октября ее уже отправили в Москву.
Когда пьеса была отправлена в Москву, Чехов стал тревожно ждать ее оценки руководителями и артистами Художественного театра. «Вчера я не писал тебе,  признавался он 19 октября О.Л. Книппер,  потому что все время с замиранием ждал телеграммы... Я все трусил, боялся. Меня главным образом пугала малоподвижность второго акта и недоделанность некоторая студента Трофимова». В тот же день Чехов получил телеграмму Вл.И. Немировича-Данченко, который писал, что«Вишневый сад» «как сценическое произведение, может быть, больше пьеса, чем все предыдущие». Еще через два дня драматург читал телеграмму К.С. Станиславского: «Потрясен, не могу опомниться. Нахожусь в небывалом восторге. Считаю пьесу лучшей из всего прекрасного, Вами написанного. Сердечно поздравляю гениального автора. Чувствую, ценю каждое слово». Но почему-то он вызвал у Чехова недовольство. В тот же день он сообщал О.Л. Книппер: «Получил от Алексеева телеграмму, в которой он называет мою пьесу гениальной, это значит перехвалить пьесу и отнять у нее добрую половину успеха, какой она при счастливых условиях могла бы иметь».
21 октября состоялось чтение пьесы всей труппе Художественного театра. Артисты были захвачены с первого акта, оценили каждую ее тонкость, плакали в последнем акте. Станиславский сообщил Чехову, что «никогда пьеса еще не была принята так единодушно восторженно».
4 декабря А.П. Чехов приехал в Москву. Здесь Художественный театр деятельно готовил, что «Вишневый сад»срочно нужно готовить к постановке на сцене. По приезде Чехов чувствовал себя плохо, и, чтобы его не утомлять, «первые считки,  рассказывает артистка Е.М. Муратова,  происходили у него на квартире». В последующее время драматург почти ежедневно присутствовал на репетициях своей пьесы в театре, обсуждал с участниками спектакля их роли и продолжал ежедневно трудиться над текстом пьесы. Несмотря на то, что руководители театра и артисты, занятые в спектакле, работали с большой верой в его успех, Чехов относился к нему скептически. Его скепсис был столь решительным, что он предлагал театру купить пьесу в вечную собственность всего за 3000 рублей.
17 января 1904 г. состоялась премьера пьесы «Вишневый сад» в Художественном театре. Спектакль, несмотря на весьма разноречивые отклики о пьесе – был воспринят как большое театральное событие. 18 января московская газета «Русский листок» сообщала: «Вчера здесь шла в первый раз новая пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». В зале была налицо вся литературная, артистическая Москва. Впечатление от "Вишневого сада" громадное. Все выведенные автором лица были так близки и знакомы нам; жизнь, русская жизнь, так верно схвачена и ярко передана в целом ряде мелких деталей, что интерес к пьесе не пропадал до последней сцены. Все исполнители приложили старания сделать из своих ролей яркие и интересные типы».
Плодом художественного гения и длительного, упорного творческого труда и явился поэтический шедевр Чехова  пьеса «Вишневый сад».
«…Символика таится уже в самом заглавии пьесы. Первоначально Чехов хотел назвать пьесу "Вишневый сад", но затем остановился на заглавии "Вишнёвый сад". К.С. Станиславский, вспоминая этот эпизод, рассказывал, как Чехов, объявив ему о перемене заглавия, смаковал его, «напирая на нежный звук в слове "вишнёвый", точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю, красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: "Вишневый сад"  это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого».
Важно отметить, что символика заглавия пьесы «Вишнёвый сад», как она была понята режиссером, не дает полного удовлетворения и может порождать у наших читателей и зрителей недоуменные вопросы. Например, почему символом уходящего, отживающего избран вишнёвый сад — олицетворение поэзии и красоты? Почему новое поколение призвано губить, а не использовать красоту прошлого?.. И в то же время нужно признать, что в осмыслении Станиславским символики заглавия пьесы есть доля правды…
Но символика заглавия пьесы не ограничивается только что сказанным, она более объемна и многостороння. Она обращается не только к прошлому, но и к будущему. Вишнёвый сад Раневской и Гаева – это уходившее, это прошлое. Трофимов, Аня, а за ними и Чехов мечтали о будущем. И это будущее в их сознании также принимало образ сада, но еще более роскошного, способного доставлять радость всем людям. И вот на протяжении развития пьесы в ней возникает образ вишнёвого сада как красоты жизни...
Характеризуя пьесу, К.С. Станиславский писал: «Её прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате». «Эту прелесть «Вишнёвому саду» в значительной степени придают паузы, музыка, средства реальной символики, повышающие психологическую напряженность пьесы, расширяющие ее содержание, углубляющие ее идейный смысл…».



30 апреля, четверг

Антон Павлович Чехов 

Рассказы "Человек в футляре"


«Человек в футляре» — рассказ Антона Павловича Чехова, написан в мае-июне 1898 года. Впервые был опубликован в журнале «Русская мысль», 1898 год, № 7. 1-я часть «маленькой трилогии».


История создания


Замысел о создании этой серии возник у Чехова летом. Серия «Маленькая трилогия», состоящая из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», не должна была оканчиваться рассказом «О любви». Во время написания рассказов произошел спад активности творчества, а позднее Чехова отвлекло заболевание туберкулезом.

Над рассказом Чехов работал в мае — июне 1898 года в Мелихове. В начале июня 1898 рассказ готовился к печати, а 15 июня 1898 рукопись была отправлена в журнал.

Чехов писал об этом рассказе в записных книжках:

Прототип

Точный прототип Беликова неизвестен. Некоторые современники (в том числе В. Г. Богораз и М. П. Чехов) считали, что прототипом «человека в футляре» стал инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов, другие же описывали черты характера Дьяконова, опровергающие мнение первых. Так, П. П. Филевский отмечал щедрость Дьяконова и писал: «Я же положительно утверждаю, что между „Человеком в футляре“ и А. Ф. Дьяконовым ничего общего нет и в этом произведении А. П. Чехова никакого местного колорита найти нельзя».
Ю.Соболев полагал, что вероятным прототипом чеховского героя мог стать известный публицист Меньшиков М. О., Чехов в одном из своих дневников писал о нём: начало цитаты«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца» Впрочем, сходство между Меньшиковым и Беликовым можно отметить только внешнее. 
Из всех этих фактов, можно сделать вывод, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным.
Теперь выражение «Человек в футляре» стало нарицательным в русском языке, означающее одинокого человека, который закрывается от всего мира, создавая вокруг себя оболочку, «футляр».

Задание: прочитать рассказ, определить основную мысль автора, охарактеризовать главного героя Беликова



27 апреля

Антон Павлович Чехов 

Рассказы "Ионыч". "Палата №6" 

1. Прочитать рассказы, подготовить анализ рассказа на выбор




24 апреля, пятница
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ




ПРЕЗЕНТАЦИЯ (конспект должен быть в тетради)

Прочитать произведения  Чехова, подготовить анализ одного из рассказов:

Рассказы "Студент", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой"





23 апреля, четверг


ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ТЕМЕ «Л.Н.ТОЛСТОЙ. 
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР»

1.     В чем смысл соседства в романе сцен вечера у Шерер и именин у Ростовых?
2.     Как относятся к войне 1805 года и как ведут себя ее участники – офицеры и солдаты?
3.     Отношение князя Андрея к Наполеону до и после Аустерлица.
4.     В чем заключается «Аустерлиц» Пьера Безухова?
5.     Какое место в жизни толстовских героев занимает любовь?
6.     Что такое настоящая жизнь, по мнению Толстого?
7.      Какую роль играет природа в жизни героев?
8.     Почему Толстой считает Бородино нравственной победой русских?
9.     Почему князь Андрей и Пьер – друзья?

10.                       Какими внешне мне видятся герои романа?


20 апреля, понедельник

                            Образ Наташи Ростовой                                                 




        Я не жил прежде. Только теперь живу.
                                                                                                                      Князь Андрей
                                                                             Эта девушка такое сокровище…Это редкая
                                                                              девушка.
                                                                                                                       Пьер Безухов
Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.
Сам автор «Войны и мира» утверждал: « Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание»
  - Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу?
   - В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние?
Обаяние ее – в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече.
Вторая встреча с героиней. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с ней. Болконский, который переживает тяжелый душевный кризис, приезжает по хозяйственным делам в Отрадное. Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна. Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой безумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как все, что живет и любит жизнь. (эпизод «Ночь в Отрадном» том 2, часть 3, гл.2).
  - Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?
Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Шерер среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди как реки».
Вспомните эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини: «…песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…» Зачитать сцену пляски (том 2, часть 4, гл. 7) или просмотреть фрагмент видеофильма.
В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни – любовь», - пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью.
Первый бал Наташи Ростовой – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймет тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.
   - Как дальше развивались события?
   - Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?
Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.
    - Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?
Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе. Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.
  - Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?
Полюбив, она желает счастья сейчас же, немедленно. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Надо чем-то заполнить образовавшуюся пустоту. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Анатоль и Элен, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа доверяла Пьеру, полагая, что граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной.
   - Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?
Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полной жизнью. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.
Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И она пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может стать женой Болконского. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Она сама себе беспощадный судья.
   - Что же возрождает Наташу к жизни?
Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось по-прежнему, благополучно. Но вот горе обрушилось на всю семью – погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь» - пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта «новая рана» вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.
    - К чему пришла Наташа? Чего добилась в жизни?
 Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным.
Толстой показал Наташу в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего. А отношение ее к мужу? Не все она понимала в деятельности Пьера, но он для нее – саамы лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет с теми, «которые любят добро», на Сенатскую площадь. И, несомненно, Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь.
В задуманном романе о вернувшемся с каторги декабристе Толстой хотел показать Пьера и Наташу мужем и женой (Лабазовы).
ВЫВОД: И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.

Задания:
Составить характеристику Наташи Ростовой.
Ответить письменно на один вопрос:
  1. Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?
  2. Почему хозяин и хозяйка бала обратили на Наташу особое внимание?
  3. Как Толстой описывает возникновение и развитие любви Наташи и князя Андрея?
  4. Пляска Наташи у дядюшки. Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?
  5. Какие черты характера Наташи проявились во время Отечественной войны 1812 года?
  6. Какими нравственными критериями оценивает автор своих героев? Каким образом Наташа соответствует этим критериям?
  7. Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне?




16,17 апреля, четверг, пятница

ТЕМА: «БЫТЬ ВПОЛНЕ ХОРОШИМ…» 
ПУТЬ ИСКАНИЙ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

ЦЕЛЬ: понять, какую жизнь Толстой называет мирной и настоящей; определить принципы изображения положительных героев; определить основные этапы внутреннего развития князя Болконского

   Как вы понимаете теоретическую формулу «настоящей жизни»: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований»
Настоящая жизнь – это реализация естественных человеческих интересов.

Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (из дневника Толстого). Герои его совершают ошибки и мучаются этим, знают порывы ввысь и подчиняются велению низких страстей. При всех противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собой, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смыла жизни. В этом и состоит толстовское понимание единства характера. «…Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» (из письма Л.Н.Толстого от 18 октября 1857 года). Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, поэтому один из принципов изображения положительных героев – изображение их в душевной сложности («диалектика души») и «текучести», в непрерывных поисках истины.

Сегодня в поле нашего зрения попадает один из любимых героев Толстого – князь Андрей Болконский.
   - Чем привлекает вас Андрей Болконский?
   - Какими деталями Толстой подчеркивает, что князю Андрею не по себе в салоне
     А.Шерер?
   - Когда Пьер Безухов спросил Болконского, зачем тот идет на войну, которую нельзя
     назвать справедливой… Что отвечает ему князь Андрей?
   -  Какой вывод мы можем сделать?
Зачитать отрывок том 1, часть 3, гл.12 «Ночь была туманна».
  - Как вы думаете, слава – это есть то самое главное, что необходимо человеку?
Наверное, нет. Ведь слава – только для себя. Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремленность может заполнить собою жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»
Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе благодаря своим силам и способностям, и видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себя. Ну, а если глубже вникнуть в высказывание Суворова,  то надо понимать так: каждый человек должен стремиться достичь в своем деле совершенства.
  - Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Когда князь Андрей это понял?
После Аустерлицкого сражения. Его мечты о славе показались ему ничтожными.
Болконский после войны 1805-1807 гг. возвращается домой, живет в своем имении. Его душевное состояние тяжелое. Князь Андрей – человек глубокий. Он страдает от отсутствия смысла жизни. Решает заняться общественными делами, участвует в работе комиссии по составлению новых законов, но пот Ом понимает, что они оторваны от жизни. Он идет на войну. Перед Бородинским сражением чувства его переполняют, ведь он участвует в общем патриотическом деле.
   - Смерть обрывает искания князя Андрея. Но если бы он не умер и его поиски продолжались, к чему бы они привели Болконского?
5. Самостоятельная работа. Работа с таблицей.
Заполнить таблицу «Характеристика Андрея Болконского»
ХАРАКТЕРИСТИКА АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО
В салоне А. Шерер. Первая встреча.

Мечты и идеалы

Ради достижения своей цели готов принести жертву

Важные моменты жизни
Что меняется в герое
Небо под Аустерлицем


Открытие богатства мирной жизни

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.
Встреча с Пьером в Богучарове (имение князя Андрея)

Князь Андрей принимает некоторые убеждения Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы я счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня».
I Встреча с дубом

Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном

II Встреча с дубом

Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.
Любовь к Наташе Ростовой

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова.
Участие в Отечественной войне 1812 года

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившего его родную землю.
Прощение Анатоля Курагина

Возрождение любви к Наташе Ростовой

Смерть князя Андрея

Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по мнению Толстого, дело – умер спокойно и достойно.
Домашнее задание.
 Составить план «Путь исканий Пьера»



13 апреля, понедельник
«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

На первом уроке по роману «Война и мир» мы поставили перед собой задачу: понять, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. На каждом уроке получали частичные ответы: при знакомстве с салоном А.Шерер, при изучении войны 1805 года и Отечественной войны 1812 года. Мы поняли, критерий толстовской оценки жизни: все оценивается по близости к живой жизни природы и близости к народному духу. Все, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных народных корней, осуждается Толстым, например, аристократическое общество. Сила в народе, сплоченном единой целью, - главная мысль романа.
«Народная мысль», которую любил Толстой, раскрывается в романе в двух аспектах:
     - в историко-философском плане – в утверждении, что народ – ведущая сила истории;
     - в морально-психологическом плане – в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.
Оба этих плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.
Вопросы:
  - Почему народ является ведущей силой истории?

 -  Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, простым солдатом» хочет быть Пьер?

     -  Какие же качества в народе автор считает лучшими?

    - Чем образ Платона Каратаева подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

ВЫВОД: Л.Н.Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» - роман-эпопея.
Толстой хотел показать: народ-герой; народ, влияющий на историю.
Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе: судьбы народа; сам исторический процесс; широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира; раздумья над судьбами мира и людей.
Роман «Война и мир» - это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ – носитель нравственности.
1.      Народ – воплощение нравственных идеалов.
2.      Война – проверка глубины патриотизма и силы духа.
3.      Движущая сила истории – народ.
4.      Только личность, близкая к народу, может влиять на события.
5.      Человек, Народ, История – толстовские мерки мира.


1. Как Л.Н.Толстой понимает слово «народ»?
2. Как проявляет себя народ в войне 1805 года? Какие герои вам особенно запомнились?
3. От чего зависит нравственная оценка персонажа у Толстого?
4. Какую роль сыграло партизанское движение в Отечественной войне 1812 года?
5. Как понимаете слова Толстого «роевое начало»?
6. Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера?
7. Почему «мысль народная» - любимая мысль Толстого в романе? В чем ее смысл?

 Домашнее задание:
  1. Сообщения «Образ А. Болконского», « Образ П. Безухова»










10 апреля, пятница
Роль личности в истории
КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

     Л. Н. Толстой отрицал возможность научного познания законов исторического процесса и склонялся к мысли, что течение, направление и характер событий определяются сочетанием бесчисленного количества факторов. Передвижение стрелок на часах истории, по убеждению писателя, зависти от вращения множества сцепленных друг с другом колесиков. Этими колесиками оказываются люди в бесконечном разнообразии характеров, интересов, устремлений. Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей… Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом, Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше. С этих позиций автор рассматривает Кутузова и Наполеона.




«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона
(по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: « Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей … Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность  и неизбежность каждого его поступка». Таким образом, Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше.

Заполнить таблицу!!!


Кутузов
Наполеон
Портрет


Манера поведения


Отношение к солдатам


Цели деятельности


Тактика  ведения  боя.


Отношение автора


Вывод: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

5. Ответить на вопросы (устно):
Проанализируйте поведение Кутузова и поведение Наполеона в ходе военных событий. Объясните, почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождем толпы.
Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?
Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона?
Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?
 Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к  Кутузову?

Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? А Наполеон?

Домашнее задание
1. Читать 4 том: часть 1 гл. 11-13; часть 2 гл. 12; часть 3 гл. 1,3,5,6, 11; часть 4 гл. 11, 12, 13.

2. Подготовить сообщения: «Образ Платона Каратаева», « Образ Тихона Щербатого» 
« Петя Ростов в партизанском отряде».





АРХИВ



9 апреля, четверг
ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА
3 том романа, прочитать следующие эпизоды
1. « Переправа французов через Неман» (часть 1, гл. 1-2)
Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных»
Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное( гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).
2. Оставление русскими своих земель. Смоленск(часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23)
Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ ( том 3, часть 2, гл. 19-39)
Это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русской армии, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и вот время боя показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.
И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это « самое гадкое дело в жизни». Это говорит Андрей Болконский. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.
1. Настроение французского лагеря (гл.26-29)
2. Батарея Раевского (гл. 31-32)
3. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)
4. Ранение князя Андрея, его мужество (гл. 36-37)
Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских (гл. 39).
5. Ответить на вопросы устно (домашнее задание):
1. Отечественная война 1812 года. Дать характеристику.
2. Понятны ли русским солдатам ее цели?
3. Почему, по мнению Толстого, под Бородином русской армией была одержана нравственная победа?
4.  Охарактеризуйте партизанскую войну? Какую роль она сыграла в победе русской армии над французскими захватчиками?
5.  Какую роль сыграла Отечественная война 1812 года в судьбе героев романа?





АРХИВ


Дата проведения урока: 06 апреля

Тема "Л.Н.Толстой Роман-эпопея "Война  и мир". Изображение войны на страницах романа

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 ГГ.

1.Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?
2. Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? (Зачитать гл.2)
ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.
1. Кратко охарактеризуйте план Кутузова
2. Рота Тимохина (гл.20-21).
3. Поведение Долохова
4. Характеристика батареи Тушина

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (ч.3, гл.11-19)
1. Каково отношение автора к войне?
2. Каково отношение героев к этой войне?


Эссе " Чем явился Аустерлиц для каждого участника военных действий?"


Комментариев нет:

Отправить комментарий