Итоговое сочинение (Информация для 11 класса)


 Итоговое сочинение



Направления тем итогового сочинения в 2020-2021 учебном году

Важное примечание про итоговое сочинение 2021

Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

 

Направление

Содержание тем

Примерный перечень произведений

1. Забвению не подлежит

 

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших  влияние  как  на  судьбы  конкретных  людей,  так  и  на  развитие  общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

Б. Пастернак «Доктор Живаго»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

А. Платонов «Котлован»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга»

К.М. Симонов «Живые и мертвые»

В.А. Обручев «Земля Санникова»

А. Ахматова «Реквием»

«Слово о полку Игореве»

И. Стоун «Жажда жизни»

Т. Кенэлли «Список Шиндлера»

Х.Л. Борхес «Цербер»

Борис Васильев «Сотников»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

 

2. Я и другие

 

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев»

А. Островский «Гроза»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»

А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор»

В.Г. Распутин «Уроки французского»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

А.И. Солженицын «Матренин двор»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

В.В. Быков «Обелиск»

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»

Е.И. Носов «Кукла»

Х. Ли «Убить пересмешника»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

У. Шекспир «Отелло», «Ромео Джульетта»

Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

 

3. Время перемен

 

В  рамках  данного  направления  можно  будет  поразмышлять  о  меняющемся  мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в  период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

И. Гончаров «Обломов»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»

А. Блок «Двенадцать»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Ю.Ф. Трифонов «Обмен»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

С. Есенин «Я усталым таким еще не был»

М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия»

А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка»

Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»

М. Горький «На дне», «Фома Гордеев»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

А.Н. Островский «Гроза»

Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная»

Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»

 

4. Разговор с собой

 

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной    личности,    о    ценности    и    уникальности    своего    внутреннего    мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

А.П. Чехов «Вишневыи сад»

А.П. Чехов «Черный монах»

Л. Леонов «Русский лес»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

И.А. Гончаров «Обломов»

Е. Замятин «Мы»

Л. Толстой «Война и мир»

B. Распутин «Прощание с Матёрой»

A. Блок «Двенадцать»

Ф. Абрамов «Разговор с самим собой»

М. Горький «На дне»

У. Шекспир «Гамлет»

И. Гете «Фауст»

А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту»

Х. Ли «Убить пересмешника»

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

 

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

 

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению  о культурных запросах  современного  человека,  его  литературных  пристрастиях,  жизненной  позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на    формирование    будущего    мира.    Потребуется    осмысление    духовных    ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

А.П. Чехов «Ионыч», «Тоска», «Душечк», «Попрыгунья»

Стругацкие «Трудно быть богом»

К. Паустовский «Телеграмма»

М. Шолохов «Тихий Дон»

Т. Толстая «Кысь»

Е. Замятин «Мы»

Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

Ч. Паланик «Бойцовский клуб»

Я. Вишневский «Одиночество в сети»

Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»

Д. Браун «Код да Винчи»

С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля», «Как писать книги», «Сияние»

С. Лем «Солярис»

О. Рой «Изгои»

П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»

Е. Замятин «Мы»

Стругацкие «Трудно быть богом»

Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Я. Вишневский «Одиночество в сети»

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий