Иоганн
Себастьян Бах (1685—1750) — немецкий композитор, представитель эпохи барокко,
органист-виртуоз, музыкальный педагог. Родился в Эйзенахе (Германия). Сын
музыканта. Принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему на
протяжении 17-18 веков несколько поколений музыкантов. Десяти лет остался
сиротой. Его приютил брат, органист в г. Ордруфе, у него же он брал и первые
уроки музыки. До 1700 года занимался в Ордруфском лицее, окончил Люненбургскую
школу (1703), после чего служил скрипачом в Веймаре. В 1704—1707 годах —
церковный органист в Арнштадте и Мюльхаузене, в 1708—1717 годах — придворный
органист и композитор в Веймаре. В Любеке Бах познакомился с крупным органистом
и композитором того времени Дитрихом Букстехуде. В течение следующих пяти лет
он служит придворным капельмейстером в Кетене (1717—1723). Спустя год после
смерти первой жены И. С. Бах женился вторично. Анна Магдалена стала его верным
другом и помощником. Она занималась воспитанием детей, интересовалась работами
мужа, переписывала его произведения. В 1723 году Бах занял вакантную должность
кантора в Томаскирхе в Лейпциге. На этой должности он оставался до конца жизни.
Для Баха характерна необычайная трудоспособность. Большую часть дня у него
занимала работа с хором, но это не мешало ему интенсивно заниматься
композицией. Он получал заказы, главным образом, на произведения религиозной
музыки. Бах находил время и для путешествий. В Потсдаме он провел несколько
дней в качестве гостя прусского короля Фридриха Великого, давая концерты и
беседуя с королем о музыке. В конце жизни Баха постигло такое же несчастье, что
и Генделя, — болезнь глаз привела его к полной слепоте. В этот период он
диктует свои произведения. Смерть настигла его во время создания хорала
"Приближаясь к трону Твоему". За свою жизнь композитор создал около
1000 произведений разных жанров. Их можно разделить на три группы:
вокально-драматические, органные и инструментальные. Бах является одним из
крупнейших мастеров полифонии. Его светские произведения мало отличаются по стилю
от церковных. Велик был интерес Баха к техническому прогрессу в области
музыкальных инструментов. Об этом свидетельствует тот факт, что сразу после
осуществления реформы клавишных инструментов и введения так называемого
темперированного строя он написал свои прелюдии и фуги — "Das
Wohltemperierte Klavier" ("Хорошо темперированный клавир"),
доказав тем самым возможность исполнения произведений во всех тональностях, что
при прежней системе было совершенно невозможно. При жизни Баха его гений не был
по-настоящему оценен. Подлинный интерес к его творчеству возникает в 20-е годы
19 века.
Произведения
: «Страсти по Иоанну» (1722-1723) «Страсти по Матфею» (1729-1744) «Магнификат»
(1723) Месса си минор («Высокая месса», 1733) 199 кантат, среди них:
«Охотничья» (1716) «Кофейная» (1732) «Крестьянская» (1742) Бранденбургские
концерты (1721) увертюры-сюиты концерты для инструментов с оркестром: для
скрипки для клавесина камерные ансамбли сочинения для органа концерты прелюдии,
фуги фантазии, токкаты с фугами хоралы хоральные вариации сочинения для
клавесина: двухголосные инвенции трёхголосные симфонии-инвенции (1700-1723)
«Каприччио на отъезд возлюбленного брата» (1704) Хроматическая фантазия и фуга
(1720-1723) французские сюиты (1722) английские сюиты (1720-1722) «Хорошо
темперированный клавир» (1722, 1744) партиты «Итальянский концерт» (1735) Две
нотные тетради Анны Магдалены Бах (1722, 1725) «Искусство фуги» (1749-1750)
сонаты и партиты для скрипки соло сонаты для виолончели соло арии хоралы каноны
Урок 5
(М.И. Глинка).
Комментариев нет:
Отправить комментарий